[Греч. Πλούταρχος, Σέρηνος, ῾Ηρακλείδης, ῞Ηρων, Σέρηνος κα ῾Ηραΐς; лат. Plutarchus, Serenus, Heraclides, Heron, Serenus alter et Heraides] († ок. 206-211), мученики Александрийские (пам. зап. 28 июня). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, эти святые были учениками Оригена, возглавлявшего во время гонений (202-211) при имп. Септимии Севере огласительное уч-ще в Александрии. Вероятно, они обратились в христианство либо в начале гонений, к-рые в Александрии возглавил префект Аквила, либо незадолго до этого. Первым принял мученическую кончину П., бывший в Александрии весьма уважаемым человеком. Когда П. вели на казнь, сопровождавшего его Оригена едва не убила толпа, видя в нем виновника смерти П. Брат П.- свт. Иракл Александрийский - руководил огласительным уч-щем после Оригена, а затем стал преемником свт. Димитрия на Александрийской кафедре (Euseb. Hist. eccl. VI 3-5). Вторым пострадал Серен, которого сожгли заживо. Вслед за ними были обезглавлены Ираклид, к тому времени еще не прошедший полного оглашения, Ирон, крестившийся незадолго до того, и др. Серен. Ираида была еще оглашенной, она получила крещение через мученическую кончину, будучи сожженной заживо. Вслед за учениками Оригена в Александрии пострадали дева Потамиена, ее мать Маркелла и воин Василид (подробнее см. ст. Потамиена, Маркелла (Марцелла) и Василид).
События, описанные Евсевием, вероятно, произошли ок. 206-211 гг., на что указывает упоминание префекта Египта Аквилы, правление к-рого приходилось на этот период (Reinmuth. 1967. P. 109). А. фон Гарнак предположил, что Евсевий опирался на современные ему источники (письма или устные свидетельства), т. к. к.-л. документы об Александрийских мучениках до 1-й четв. IV в. не сохранились (Harnack. 1924. S. 377). Возможно, Евсевий также черпал сведения о мучениках в «Апологии Оригена», написанной сщмч. Памфилом и впосл. дополненной им самим (см. Grant R. M. Early Alexandrian Christianity // Church History. Camb., 1971. Vol. 40. N 2. P. 133-144).
Повествование об Александрийских мучениках помещено Евсевием в контекст жизнеописания Оригена и представлено как плод его проповеди. Автор делает акцент на том, что Ориген неотступно поддерживал мучеников и рисковал своей свободой (Пантелеев. 2012. С. 106). Возможно, этот эпизод был включен для того, чтобы оспорить обвинения Оригена в нежелании исповедовать веру, т. к. последний в отличие от своих учеников при гонениях не пострадал.
Связь мученичества Потамиены, Маркеллы и Василида с рассказом о гибели учеников Оригена остается не совсем ясной, поскольку они в отличие от 6 проч. мучеников не имели отношения ни к огласительному уч-щу, ни к самому Оригену (Pucciarelli. 1987. P. 273. Not. 1). Можно лишь предположить, что пришедшие к Василиду в темницу «братья» были учениками Оригена (Пантелеев. 2012. С. 107).
Наиболее ранние свидетельства почитания мучеников содержатся в Иеронимовом Мартирологе, где их имена (нек-рые в искаженной форме) указаны под 28 июня (MartHieron. P. 340-342). Под этим же числом память мучеников вошла в зап. «исторические» Мартирологи IX в.: в Мартирологе Флора Лионского помещено краткое сказание о святых, составленное на основе «Церковной истории» Евсевия в лат. переводе Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. eccl. VI 4. 1); имя Ираиды здесь передано как Гера (Hera) (Quentin. 1908. P. 294). Узуард и Адон Вьеннский заимствовали у Флора заметку о мучениках, однако по именам в ней упоминаются только П., Серен, Ираклид, Ирон, Потамиена и Маркелла (MartUsuard. P. 256; MartAdon. P. 209). В Римском Мартирологе, составленном в 80-х гг. XVI в. Ц. Баронием, и в его совр. редакции память мучеников также указана под 28 июня (MartRom. P. 260; MartRom. (Vat.). P. 338).
В визант. синаксарях и в совр. календарях Элладской Православной Церкви память Александрийских мучеников не зафиксирована; под 7 июня отмечена память лишь Потамиены. В слав. традиции также была известна только эта мученица.